Дмитрий Черняков поставил «Ариадну на Наксосе» в Гамбургской опере

Гамбургская опера представила публике новую постановку оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе». Талантливый дирижер Кент Нагано совместно с режиссером Дмитрием Черняковым блестяще завершили свою «штраусовскую трилогию», работа над которой началась несколько лет назад.
Творческий тандем Чернякова и Нагано уже подарил зрителям Гамбургской оперы великолепные постановки «Электры» и «Саломеи». Режиссер, выступивший также художником-постановщиком, объединил все три спектакля не только именем великого композитора и женской тематикой, но и уникальным сценическим решением. Для каждой оперы было создано идентичное пространство – просторные квартиры со схожей планировкой, расположенные словно на разных этажах одного европейского дома. Этот визуальный прием великолепно воплотился в «Электре» – драме о упадке могущественной семьи, и «Саломее» – истории о женщине, окруженной призраками прошлого.
Особую интригу вызывала адаптация необычной оперы «Ариадна на Наксосе» в рамках этой концепции. Либретто авторства знаменитого Гуго фон Гофмансталя, любимого соавтора Штрауса, отличается удивительной смелостью замысла. Произведение мастерски соединяет серьезную оперу с элементами водевиля, где античная героиня Ариадна, покинутая на пустынном острове, взаимодействует с персонажами комедии дель арте. Изначально задуманная как подарок выдающемуся режиссеру Максу Рейнхардту, опера впоследствии была переработана и заняла достойное место в мировом репертуаре.
Дмитрий Черняков создал потрясающую новую интерпретацию произведения. Режиссер искусно выстроил систему взаимоотношений между персонажами, наполнив их новыми смыслами и связями. В его версии дворецкий становится Тезеем – мужем Ариадны (роль блестяще исполнил немецкий актер Вольфрам Кох). Остальные персонажи превращаются в членов семьи и друзей главной героини. Действие разворачивается во время празднования серебряной свадьбы, которое трагически прерывается внезапной смертью Тезея.
В следующей сцене режиссер мастерски передает глубину горя Ариадны, чья роскошная квартира превращается в метафорический остров Наксос. Друзья и родственники, подобно больничным клоунам, пытаются развеять ее печаль яркими выступлениями и представлениями. Лишь обнаруженные стихи покойного мужа помогают героине найти путь к исцелению.
Музыкальное воплощение спектакля вызвало неоднозначную реакцию. Несмотря на некоторые сложности с балансом звучания, настоящим открытием вечера стала российская сопрано Надежда Павлова, чье исполнение арии Цербинетты вызвало восторженный отклик публики.
Финал постановки поражает воображение: личная драма Ариадны перерастает в масштабную метафору крушения мира. Квартира словно оживает, кружится и поглощает своих обитателей, а зрители видят их встревоженные лица в окнах. Действие, происходящее накануне Первой мировой войны, превращает все три оперы трилогии в единое высказывание о надвигающейся катастрофе, которая перечеркивает значимость индивидуальных трагедий. Этот спектакль – яркое доказательство того, как истинные художники способны предчувствовать грядущие перемены в мире.
Источник: www.kommersant.ru





