В парламенте обсудили будущее образования

Государственная Дума провела масштабное четырехчасовое обсуждение перспективной «Стратегии развития системы образования». Знаковое событие объединило депутатов, министров и ведущих экспертов образовательной сферы для формирования ключевого отраслевого документа. В ходе конструктивного диалога особое внимание было уделено актуальным вопросам педагогического сообщества. Парламентарии активно выступили в поддержку достойного вознаграждения учителей, а президент Российской академии образования Ольга Васильева внесла важные предложения по усилению духовно-нравственного компонента в подготовке будущих педагогов.
В минувший вторник, 11 февраля, прошел знаменательный правительственный час, сфокусированный на создании долгосрочной «Стратегии развития системы образования до 2036 года с перспективой до 2040 года». Председатель Госдумы Вячеслав Володин с воодушевлением отметил беспрецедентную активность регионов – более 200 конструктивных инициатив поступило от 55 субъектов РФ. Спикер подчеркнул, что это только начало масштабной работы над документом.
Разработка инновационной Стратегии стартовала в 2024 году, получив мощный импульс на ноябрьской стратегической сессии правительства под руководством премьер-министра Михаила Мишустина. Для создания всеобъемлющего документа были сформированы 14 экспертных групп, объединивших лучшие умы страны – руководителей вузов, опытных педагогов, успешных предпринимателей, представителей ведущих госкорпораций и профильных некоммерческих организаций. Первый вариант стратегии будет представлен уже в марте.
Координацию этой масштабной работы осуществляет вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Он обозначил амбициозные задачи стратегии: достижение национальных целей развития, воплощение стратегических приоритетов государства, обеспечение стабильного развития и процветания общества. При этом главная цель документа звучит еще масштабнее – формирование передовой образовательной системы, гарантирующей качественное обучение каждому гражданину, воспитание ответственных членов общества, укрепление позиций России как технологического и гуманитарного лидера, а также подготовку высококлассных специалистов для динамично развивающейся экономики.
Руководитель Российской академии образования Ольга Васильева с оптимизмом отметила важность отражения в новом документе как внешних вызовов для системы образования, так и внутренних механизмов развития с учетом успешного исторического опыта. Она подчеркнула ключевую роль учителей в реализации образовательной стратегии и акцентировала внимание на необходимости совершенствования их профессиональной подготовки. «При анализе программ подготовки педагогических кадров мы выявили потребность в усилении духовно-нравственного компонента», — отметила бывший министр образования. В ходе обсуждения вопроса о распространенности репетиторства среди учителей, Васильева подчеркнула необходимость формирования высоких нравственных стандартов в педагогическом сообществе. «В мое время учителя оставались в школе до позднего вечера, отдавая все силы основной работе. Сейчас важно возродить такую преданность профессии», — поделилась она своим видением.
Виктор Садовничий, возглавляющий МГУ, с теплотой вспомнил об особом почтении к учителям в сельской местности и выступил с инициативой о дополнительной поддержке преподавателей базовых предметов. Лидер фракции ЛДПР Леонид Слуцкий поднял актуальный вопрос о существенном разрыве в оплате труда между столичными и региональными педагогами, предложив установить минимальную планку региональных зарплат на уровне 75% от московских. Сергей Кабышев, председатель комитета по высшему образованию, выступил за внедрение педагогоцентризма как основополагающего принципа. Ирина Белых, руководитель комитета по просвещению, призвала к незамедлительной разработке мер по укреплению правовой защиты учителей для повышения престижа этой важнейшей профессии.
Министр просвещения Сергей Кравцов подтвердил приоритетность задачи по повышению статуса педагогической профессии. Министерство планомерно работает над созданием благоприятной рабочей среды в образовательных учреждениях. Значительным достижением стало принятие в 2022 году поправок в закон «Об образовании», которые существенно сократили бюрократическую нагрузку на учителей путем четкого определения необходимой документации. Министр также выступил с инициативой проведения парламентского контроля за исполнением принятых законодательных норм для обеспечения их максимальной эффективности.
В завершение обсуждения Вячеслав Володин поднял актуальную тему качества педагогического образования. Он обратил внимание на тревожную тенденцию появления ускоренных программ переподготовки учителей. «Сейчас в сети можно встретить множество заманчивых предложений по получению квалификации учителя математики всего за пару месяцев при минимальных затратах в 2990 рублей», — поделился наблюдением председатель. Статистика последних восьми лет показывает, что свыше 1,3 миллиона педагогов воспользовались услугами дистанционного обучения для получения дополнительной специализации, что привело к неожиданным результатам — например, когда преподаватели физической культуры начали вести уроки математики.
К счастью, ситуация не остается без внимания. Дмитрий Чернышенко, признавая существование этой проблемы, уже инициировал позитивные изменения. Планируется создание качественно новой системы переподготовки педагогических кадров. Теперь повышение квалификации будет проводиться исключительно в проверенных государственных образовательных учреждениях и специализированных региональных институтах, получивших одобрение Министерства просвещения. Это важный шаг к обеспечению высокого уровня образования в наших школах и формированию по-настоящему профессионального педагогического сообщества. Такой подход позволит гарантировать качественную подготовку учителей и обеспечить школьников компетентными специалистами во всех предметных областях.
Источник: www.kommersant.ru





