Банк России и FAST.Авто обсудили тренды и перспективы автокредитования

Снижение ставок по автокредитам: новые реалии для покупателей автомобилей

Банк России и FAST.Авто обсудили тренды и перспективы автокредитования-0
Фото: kommersant.ru

С началом августа на рынке автокредитования произошли существенные перемены — ставки по займам на автомобили с пробегом заметно пошли на спад. Это особенно хорошо чувствуется после долгого периода стабильности, когда стоимость кредитов почти не изменялась. При этом выдача кредитов на новые автомобили удерживается на стабильном уровне после значительного снижения в начале года. По мнению ведущих экспертов, несмотря на сохранение определённых требований регулятора, автокредиты на автомобили с пробегом и далее будут становиться доступнее благодаря ожидаемому дальнейшему смягчению денежно-кредитной политики.

Согласно статистике БКИ «Объединённое кредитное бюро», в августе 2025 года средний уровень полной стоимости кредита (ПСК), учитывающий не только базовую ставку, но и дополнительные расходы, для пользователей автокредитов на автомобили с пробегом достиг отметки 26,4% годовых. Это наименьший показатель с октября 2024 года. За август ПСК снизилась на 1 процентный пункт — именно такое снижение наблюдалось суммарно за четыре предыдущих месяца. Для новых автомобилей средняя ПСК даже немного подросла — на 0,15 процентного пункта, составив 13,8% годовых. Frank RG фиксирует среднюю ставку по кредитам на автомобили с пробегом на уровне 24,6% годовых в августе 2025 года, по новым же авто ставка за месяц чуть выросла до 10,2% годовых.

Факторы, влияющие на динамику ставок: взгляд участников рынка

Эксперты, в том числе директор по развитию партнерских программ FAST.Авто Вячеслав Якубчик, сходятся во мнении: одной из ключевых причин удешевления автокредитов на рынке автомобилей с пробегом стало сокращение стоимости фондирования для банков. Такую тенденцию способствовала не только фактическая корректировка ключевой ставки, но и обоснованные ожидания рынка относительно развития монетарной политики. Банк России за июнь-июль снизил ключевую ставку сразу на три пункта — она составляет теперь 18% годовых.

Государственные программы поддержки и дополнительные субсидии от производителей стабилизируют ставки на кредиты для новых автомобилей. Как отмечает старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов, в годах недавнего времени сегмент новых авто был чрезвычайно привлекателен для покупателей благодаря рекордно низким ставкам, максимальным субсидиям и разнообразным программам рассрочки. Простора для дальнейшего снижения ставок здесь практически не осталось — нынешние условия считают близкими к оптимальным.

Динамика спроса и реакции банков: экспертные мнения

Наиболее уверенно на изменения рыночных параметров реагируют крупнейшие игроки банковского и автомобильного бизнеса. Вячеслав Якубчик (FAST.Авто) подтверждает эффективное взаимодействие банковских структур и автосалонов, а старший аналитик Frank RG Станислав Сухов отмечает высокую адаптивность программ кредитования к запросам покупателей. Вице-президент ОТП-банка Андрей Залиш убежден, что смягчение ключевой ставки Банка России создало все условия для дальнейшего удешевления автокредитов на автомобили с пробегом, что позитивно сказывается и на обновлении автопарка, и на доступности покупок.

Представители Абсолют-банка, такие как Виталий Костюкевич, также подчеркивают значимость устойчивого спроса на автомобили с пробегом. Со своей стороны автопроизводители, в частности АвтоВАЗ, и дилерские сети (“Совкомбанк”, Никита Кулагин из Баланс-Платформы, Алексей Бородавин из АГ «Авилон», Андрей Игнатенко из «Рольф», Ольга Бойко из ВТБ), активно внедряют совместные программы с банками, что расширяет спектр выгодных возможностей для покупателей авто различных ценовых категорий.

Позитивные перспективы для рынка и потребителей

Анатолий Перфильев, эксперт рейтингового агентства «Эксперт РА», отмечает, что сохранение тенденции к снижению процентных ставок по автокредитам на автомобили с пробегом открывает новые сценарии для рынка в целом. Благодаря поддержке Банка России и активности банковских участников (таких, как ОТП-банк, Совкомбанк, ВТБ) уровень конкуренции между кредитными учреждениями повышается, а покупатели получают реальный шанс обновить автомобиль на более привлекательных условиях.

В целом текущая ситуация характеризуется значительным расширением доступности автокредитований на автомобили с пробегом и стабильностью ставок для нового автотранспорта. Это создает оптимистичные ожидания у клиентов и участников авторынка. Если тренды продолжат развиваться в аналогичном направлении, уже к концу текущего года россияне смогут оформить автокредит по еще более выгодной ставке. Такой позитивный настрой позволяет с уверенностью говорить о стимулирующем эффекте для всей индустрии, дополнительной поддержке национальных производителей и росте удовлетворенности клиентов.

Автокредитование в начале 2025 года продолжает радовать заемщиков выгодными условиями. По информации Банка России, средняя ставка по автокредитам на срок до двенадцати месяцев держится на уровне около 2% годовых. Преимущественно это специальные рассрочки, в рамках которых автопроизводители самостоятельно возмещают банкам часть процентной ставки. По словам Андрея Залиша, отвечающего за развитие продаж автокредитования в ОТП-банке, величина субсидии устанавливается производителями фиксировано и не изменяется в зависимости от параметров выбранного кредита.

Особенности программ и тенденции рынка

Виталий Костюкевич, возглавляющий направление розничных продуктов в Абсолют-банке, подчеркивает: для подобных кредитных программ характерна нулевая процентная ставка и обязательное условие по первоначальному взносу не менее 50%. При оформлении займа на более длительный срок ставки несколько повышаются, что обуславливается ограниченной готовностью компаний-субсидентов поддерживать уровень субсидирования свыше 20%. К примеру, внутренняя программа крупнейшего российского автомобильного производителя в течение первых восьми месяцев нынешнего года позволяла потенциальным владельцам новых авто воспользоваться минимальной льготной ставкой в размере всего 0,01%.

Сохранение или возможная корректировка таких привлекательных условий в будущем напрямую связаны с ключевой ставкой и спросом среди покупателей, отмечают в компании. Например, если регулятор пойдет на снижение базовой ставки, есть вероятность, что поддерживающие для клиентов условия сохранятся или даже улучшатся. Подобная политика производителей и банков формирует благоприятный климат на рынке новых автомобилей, делая покупку транспорта еще доступнее и удобнее для потребителей.

Сдвиги в структуре одобряемых кредитов

Август 2025 года отметился очередными изменениями в структуре выдаваемых автокредитов. Так, по информации аналитического агентства Frank RG, увеличилась доля одобренных заявок на приобретение автомобилей с пробегом: к июлю этот показатель вырос сразу на 2 процентных пункта, достигнув отметки в 28%. Напротив, уровень одобрения кредитов на совершенно новые авто второй месяц продолжает снижаться, остановившись на уровне 39%.

Эксперты связывают эти сдвиги с введением дополнительных требований и макропруденциальных ограничений по автокредитованию. Костюкевич объясняет: значительное число заявок на новые машины с высокой стоимостью отклоняется, поскольку потенциальные заемщики не проходят по нормативу предельной долговой нагрузки. Как следствие, банки предлагают им более скромные кредитные лимиты, которых хватает на покупку автомобиля с пробегом. В то же время, по мере снижения ставок по автокредитам, эта тенденция может сбалансироваться, и рост одобренных заявок потенциально продолжится.

Макропруденциальные меры и их влияние

Современные тенденции на рынке автокредитования определяются не только инициативами производителей, но и регулятивной политикой государства и банковского сектора. Никита Кулагин, курирующий макроэкономический анализ в Совкомбанке, отмечает: несмотря на динамичное снижение ставок и стабильный интерес покупателей, действующие ограничения и ужесточенные нормативы не позволяют банкам активнее смягчать условия по автокредитам, особенно для подержанных автомобилей.

Такая политика направлена на поддержание финансовой стабильности в банковской системе, но вместе с тем сохраняет определенный баланс между устойчивостью кредитующих организаций и интересами заемщиков. Тем не менее, на фоне оживления спроса и доступа к государственным и корпоративным программам субсидирования, перспективы российского сектора автокредитования выглядят весьма позитивно. Потенциальным покупателям есть из чего выбрать – спектр предложений расширяется, а условия получения займа остаются максимально комфортными.

В результате, даже при внешних ограничениях, рынок автокредитов сохраняет привлекательность, а возможности для приобретения собственного автомобиля становятся для многих россиян более реальными и доступными.

Перспективы автокредитования на вторичном рынке

По мнению экспертов, в ближайшие месяцы автокредиты на автомобили с пробегом будут постепенно становиться дешевле вслед за снижением ключевой ставки. Однако значительного падения ставок до 22–23% годовых к концу года ожидать не стоит. Специалисты отмечают, что параметры удешевления кредитных продуктов могут не полностью соотноситься с изменениями ключевой ставки Центрального банка. Банки при принятии решений используют комплексный подход, учитывая, в частности, трансфертную кривую, внутренние риски и влияние макропруденциальных ограничений на конечную доходность. 

Среди прочих факторов, влияющих на политику банков, важное место занимает доступность ликвидности и реальная стоимость привлечённых средств, что напрямую сказывается на ставках по кредитам для конечных клиентов. При этом эксперты констатируют: для того чтобы рынок поддержанных авто ощутил взрывной рост спроса, ипотечные ставки должны опуститься хотя бы до 10–12% годовых. Именно такой уровень процентов по займам способен стимулировать широкий круг клиентов к приобретению транспортных средств на вторичном рынке.

Влияние субсидий автопроизводителей на стоимость кредитов

Когда речь заходит о стоимости кредитования новых автомобилей, решающую роль играет стратегия автопроизводителей относительно предоставления субсидий. Если крупные бренды будут активно поддерживать программу субсидирования, покупатели смогут рассчитывать на более привлекательные условия по займам. При этом эксперты уверены, что постепенное восстановление производства автомобилей и одновременное снижение ставок на рынке машин с пробегом также окажут позитивное влияние на стоимость автокредитов для новых транспортных средств.

Среди прогнозов бытует мнение, что в ближайшие месяцы на рынке новых авто благодаря производственным инициативам и рыночным тенденциям возможно умеренное снижение ставок. В то же время для приобретения новых автомобилей ожидается стабильность условий по кредитам в районе 10% годовых. Такой подход позволит поддержать платежеспособный спрос, сохраняя безопасность и устойчивость для финансовых организаций.

В целом итоговые перспективы кредитования на авто выглядят вполне обнадеживающе как для покупателей новых автомобилей, так и для желающих приобрести машину с пробегом. Снижение ставок и увеличение привлекательности кредитных программ создают позитивную динамику, открывая новые возможности для обновления личного автопарка россиян.

Источник: www.kommersant.ru

Познавательное