Каковы последствия удорожания рефинансирования для МСБ

Кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ) в последние годы демонстрирует уверенный рост — около 30% в годовом выражении. После длительной стагнации это внушает оптимизм участникам рынка финансовых услуг для бизнеса. Однако перспективы дальнейшего развития этого тренда пока неоднозначны.
Хотя регулятор пока не вводит особых ограничительных мер для сегмента МСБ, важным фактором остается доступность программ господдержки с субсидированием ставок и госгарантиями. Именно эти программы во многом обеспечивали рост кредитования, поскольку при текущих рыночных ставках около 30% годовых инвестиционные кредиты для развития бизнеса становятся малопривлекательными.
Положительным трендом стало снижение средней суммы кредита. Если раньше многие банки не рассматривали заявки менее 5-10 млн рублей из-за высокой стоимости оценки заемщика, то теперь благодаря автоматизации процессов они готовы выдавать и небольшие суммы.
Важным достижением стало развитие системы предодобренных кредитов, когда банк заранее оценивает компанию и формирует готовое кредитное предложение с определенным лимитом, ставкой и требованиями к обеспечению. Общая сумма таких предодобренных лимитов уже превышает 6 трлн рублей при общем размере портфеля кредитов МСБ около 12-13 трлн рублей.
Сам по себе высокий уровень ключевой ставки не влияет на готовность банков кредитовать и оценку рисков. Российские банки имеют большой опыт работы в условиях высоких ставок. Проблема возникает, когда стоимость заимствований превышает определенный порог, делая кредиты неоправданно дорогими для бизнеса.
В текущих условиях меняется и состав заемщиков — чаще за кредитами обращаются компании, которым средства нужны для решения текущих проблем, а не для развития. Это приводит к повышению среднего уровня риска.
Наиболее сложная ситуация наблюдается в строительной отрасли, где помимо высоких ставок негативными факторами являются сокращение программ льготной ипотеки и снижение активности крупных девелоперов. Учитывая, что строительство составляет около 30% всего микро- и малого бизнеса по количеству компаний, это создает серьезные риски для отрасли.
Статистика показывает рост просрочки и дефолтов с начала 2023 года, что прервало длительный период снижения этих показателей с конца 2016 года. При этом ни пандемия, ни начало СВО не оказали существенного влияния на этот тренд.
Причины роста просрочки можно разделить на три группы. Позитивные связаны с более активным кредитованием малого бизнеса и осознанным принятием банками повышенных рисков. Нейтральные обусловлены изменением состава заемщиков в сторону более рискованного сегмента. Негативные причины включают влияние высоких ставок и логистических сложностей.
Важно отметить, что сам факт повышения ключевой ставки не должен привести к резкому росту дефолтов, поскольку в России не распространены кредиты с плавающей ставкой. Кроме того, российский малый бизнес имеет опыт работы преимущественно на собственные средства.
Среди альтернативных источников финансирования активно развивается лизинг, показывая более высокие темпы роста, чем банковское кредитование. Лизинговые компании успешно модернизируют свои процессы, делая их более удобными для клиентов.
Факторинг также занимает важное место в системе финансирования бизнеса, помогая решать проблемы с кассовыми разрывами. В условиях сложностей с международными платежами роль факторинговых компаний может возрасти.
Краудфандинг, хотя и показывает высокие темпы роста, пока занимает относительно небольшую долю рынка. При этом он может служить важным индикатором состояния сектора МСБ благодаря своей чувствительности к изменениям платежной дисциплины заемщиков.
Источник:www.kommersant.ru