Позиция профсоюза «Учитель»: почему ЕГЭ для учителей – это неправильно

Член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий высказал уверенное мнение: сдача ЕГЭ педагогами по своим предметам является не только ненужной, но и унизительной мерой. По словам эксперта, подобная инициатива ошибочна и свидетельствует о недоверии к профессионализму учителя. Представители педагогической сферы считают, что систематическое тестирование преподавателей по ЕГЭ ставит их под сомнение как специалистов и разрушает престиж профессии.
Всеволод Луховицкий отмечает: «Для специалиста, который закончил вуз и регулярно передаёт знания, сдача школьного единого экзамена кажется лишённой смысла. Это не отражает уровень компетентности и не требуется в других профессиональных сферах». Он подчеркивает, что нигде, кроме сферы образования, опытных работников не обязывают сдавать такие базовые экзамены, которые предназначены для выпускников школ, а не для выпускников высших учебных заведений.
Учительство отстаивает свой статус и достоинство
Во многих регионах страны попытки ввести ЕГЭ для учителей встречают неоднозначную реакцию. Несмотря на отсутствие общероссийского требования, в некоторых случаях экзамен педагогам предлагается сдавать на полуофициальной основе. Профсоюз «Учитель» справедливо считает это не только противозаконным, но и лишённым смысла решением. Педагоги проходят серьёзную подготовку ещё во время получения высшего образования и уже доказывали свою компетентность, сдавая профильные университетские или государственные экзамены.
Луховицкий обращает внимание на потенциальную опасность подобных инициатив: «Если постоянно подвергать педагогов экзаменациям, которые они сами должны готовить для учеников, это создаёт ощущение вечного недоверия. Более того, в некоторых случаях попытки повторной проверки квалификации подаются как возможность уменьшить социальные обязательства перед учителем, например, отказать в выплатах». Подобный подход может негативно сказаться на мотивации и уважении к профессии «учитель» в обществе.
Несмотря на предложения отдельных экспертов о регулярных проверках знаний педагогов, большинство учителей убеждены: эффективной формой подтверждения квалификации остаётся постоянная работа с учениками, регулярное повышение квалификации, профессиональные конкурсы, участие в научно-методических конференциях. Всё это объективно показывает уровень знаний учителя и его способность передавать их молодому поколению.
Обсуждение будущих изменений и реформ в системе образования
На сегодняшний день нет законодательного основания для обязательной сдачи учителями ЕГЭ по своим предметам. Однако с 2026 года планируется ввести новые правила для абитуриентов педагогических вузов: поступающие будут сдавать государственный экзамен по профильным дисциплинам. Такая инициатива направлена на то, чтобы ещё на этапе поступления в вуз оценить уровень подготовки будущего педагога, что, по мнению экспертов, повысит качество отбора и даст возможность мотивированным абитуриентам проявить себя.
Современное педагогическое сообщество уверено, что ценность учителя заключается не только в теоретических знаниях, но и в умении учить, вдохновлять, поддерживать учеников. Введение дополнительных экзаменов для опытных педагогов не способствует развитию сферы, а, напротив, может угрожать уважению к профессии. Оптимистично настроенные представители образования верят, что голос профессионального сообщества будет услышан, и будущие решения будут приниматься с учётом их мнения.
Параллельно в обществе активно обсуждаются способы повышения престижа профессии учителя и улучшения условий их работы. Педагоги с энтузиазмом развивают собственные компетенции, участвуют в курсах повышения квалификации и ежегодно подтверждают свою состоятельность многочисленными успехами своих учеников. Эти достижения – самая объективная оценка профессионализма, подтверждающая, что российские учителя по‑прежнему на высоком уровне реализуют возложенную на них важнейшую задачу – обучение и воспитание молодёжи.
Источник: www.gazeta.ru